Как научить ребенка читать с максимальной пользой? Два самых эффективных способа развития детского мышления!

Видели ли Вы, как работают с документами юристы? Юристы находят в тексте нужную информацию, вычленяют ее и обрабатывают тут же в голове. Благодаря этому, они достигают максимального осмысления прочитанного.

Раннее развитие ребенка? Обилие книг на полках? Так ли это нужно, если мы не успеваем читать книги эффективно?

Вредно много читать, если нет понимания текста!

Мы любим читать детям книги, не вдумываясь в прочитанное, и, не зная, понимает ли ребенок хотя бы половину того, что мы ему прочитали… Есть ли смысл в таком чтении?

Ни одна книга не сделала человека умным, только размышление — основа качественного развития человека. У всех человеческих существ есть исключительная способность к обучению и творчеству!

Мы — это то, что мы читали и, как мы это делали. Ни у одного другого вида деятельности, кроме чтения, нету столь мощного потенциала развития личности. Ничто, кроме чтения, так не развивает ребенка, и не имеет такого воспитательного значения!

Наша родительская задача — превратить обыкновенное чтение в высокопродуктивную и эффективную деятельность! Как это сделать? Ловите два простых способа!

1. «Интеллектуальные» карты, «Mind maps». Главная стратегия чтения — обучение искусству эффективного понимания прочитанного!

интеллектуальные карты

Научите ребенка сворачивать события, слова, тексты… Сначала покажите, как делает «Ромашку» взрослый.

— В центре листа — название истории,

— От названия отходят «ветви» — события истории, по пунктам.

интеллект карты

Например, читаем с ребенком сказку «Колобок«:

— Ребенок рисует или пишет в центре листа название сказки.

— На отходящих «ветках» по пунктам происходящие события:

1. Колобка испекли.

2. Колобок грелся на солнышке.

3. Убежал от бабы с дедой и встретил зайца…

И так далее, по часовой стрелке, рисуете все произошедшие события… Вам не нужны художественные способности, главное — облечь слова в мысли и схематично изобразить услышанное (как умеете, как умеет ребенок).

С помощью таких «ромашек», мы тренируем ещё и умение «сворачивать» события, вычленять из кучи слов главное, а также оставлять второстепенное «за кадром».

О нашем опыте работы с интеллектуальными картами я писала вот здесь и здесь и здесь!

Переписывайте любимые сказки, истории, способствуйте развитию воображения и фантазии ребенка! Творческий процесс будет не остановить!

О раскрытии природной гениальности ребенка и о технологии «Mental Cards» в книге Тони Бьюзена здесь

Вот какие своеобразные, яркие сказки придумала дочка Алиса с помощью методики «ментальных» карт:

2. Игра «Детектив» — простой способ развития мышления ребенка!

Есть ли у ваших детей навык интересоваться неизвестными словами, прочитанными или просто услышанными? Это очень важное умение!

Читали ли Вы «Божественную комедию» Данте? Очень сложная к прочтению книга,  потому что состоит на половину из пояснений автора к словам. Не обращаясь к комментариям писателя, будет совершенно не понятно, о чем идет речь в тексте. В обычных книгах нет объяснений сложных слов, да и это невозможно сделать, так как у всех людей — свой опыт и знания.

А теперь представьте, что ребенок встречает в книге незнакомое ему слово. Есть ли у него навык интересоваться, что это за слово? Или малыш просто пропустит неизвестное слово и не придаст значения своему «незнанию»?

Вот, что я предлагаю дочке Алисе в 6 лет для стимуляции познавательного интереса. Ежедневно маленькая девочка решает детективную задачу — ищет неизвестные ей слова в книгах, которые мы читаем!

Я читаю ребенку книгу и задача малыша — прям таки кричать (пищать или топать ногами, что угодно :), когда слышится незнакомое слово. Это слово выделяется маркером. Таким образом, формируется список новых слов, которые показываются, изображаются, смотрятся и рисуются 🎨


Самообразование начинается с мотивации и умения задавать вопросы! Тренируйте этот навык у ребёнка! Я поощряю и хвалю Алису за любые вопросы! Без этого навыка невозможны ни знания, ни образование!

Плюс, с помощью этой игры «Детектив», ребенок постоянно пополняет свой словарный запас, приобретает навык добывать знания, «гуглить».

«Представьте, учитель в школе читает задачу, а кто то не знает кто такой аквалангист, спросить постесняется. Пока все будут решать задачу, он потеряет столько то времени на размышления, не имеющие отношения к математике. Особенно на уроках русского, чтения, когда новые незнакомые слова постоянно встречаются».

(Алексей Карпов «Семейное обучение как система»).

В нашей семье за время практики этой увлекательной детективной игры перечитаны все книги Астрид Линдгрен! В youtube отлично ищутся все неизвестные слова, рождаются неожиданные ассоциации! Так, благодаря заинтересовавшему Алису в книге слову «оборотень», мы попали в мир древнегреческих мифов (кентавры, минотавры и т.д), который не «отпускает» до сих пор! А еще вышли на тему гигантских моллюсков, зыбучие пески (передачи «Bear Grills» и «Рейтинг Баженова» теперь в почете)!

Благодаря слову «Леонардо да Винчи» наткнулись на библейского Давида и поразительную историю о Голиафе! А во всем было виноватой одно слово!

Представьте, какое количество познавательных процессов запускается у родителя и ребенка!

Постоянно возвращайтесь к словам, которые дети выучили ранее. Помогите детям визуализировать новое слово, создайте словесный многомерный образ:

— Пусть ребенок представит слово зрительно,

— Изобразит,

— Сыграет, олицетворит новое слово!

Например, увидели в книге слово «ярость». Спросите малыша, понимает ли он что это? Пусть покажет, как ребенок представляет себе человека в ярости?

А что такое «самодовольный»? Пусть пройдется с самодовольным видом, покажет это слово с помощью жестов!

На этом фото, например, дочка пытается графически объяснить мне, как она понимает слово «грусть«.

Читать содержательный текст — это бродить по огромной ярмарке или прийти в цирк, где на наши органы чувств одновременно воздействуют множество сенсорных ощущений, голосов, событий и образов. Так подключайте все органы чувств! Это и способствует мощному интеллектуальному развитию вашего ребенка!

Представляете, какое развитие языковых навыков во время игры «Детектив»! Ребенок поймет и осознает разговорные выражения и фразы. Это уже и развитие эмоционального интеллекта — двойные, да что там мелочиться, — тройные инвестиции!

А и еще: нам в детстве говорили о том, что делать пометки в книге не правильно! А почему, ответа я так и не нашла :) Наверно, это стереотип. Ведь любимая книга имеет право стать ещё интереснее, волшебнее, детективнее и личнее…

Книги — наш личная карта, наш путеводитель в мир знаний и мудрости!

Семейное обучение? Хоумскулинг?

А если вы находитесь на семейном обучении, какой предмет вы бы не преподавали ребёнку, в ваших силах сделать так, чтобы ваши дети правильно читали. Так ребята будут лучше подготовлены к восприятию учебного материала, и смогут эффективно анализировать всю поступающую к ним информацию.

С помощью ДВУХ этих простых способов развития мышления ваши дети станут ЭФФЕКТИВНЫМИ ЧИТАТЕЛЯМИ!

Столько откроется им верных «дверей» в интереснейший мир знаний и умений! Ведь в современную информационную эпоху не проблема получить знания. Проблема — их применить.

Делитесь своими «интеллектуальными картами», своим опытом занятий с детьми в комментариях! Давайте обмениваться вдохновением, идеями и знаниями! Ведь от этого волшебного обмена рождается настоящее творчество!

подписаться

Follow:
  • Анастасия Жданкина

    Юля, спасибо! Как раз недавно озадачилась этим вопросом. Когда читаем с Лерой она часто говорит: «Хватит, хватит болтать, читаем дальше!»
    Я озадачилась, а понимает ли она смысл прочитанного. Сейчас читаем книжку «Приключения Незнайки и его друзей». Глав много, где-то с 10 главы Лера сама стала «возвращаться» к предыдущим главам, что-то показывать, напоминать. Меня «отпустило»)))
    Ваш подход очень интересен. Постараюсь попробовать, тем более сегодня Лера мне впервые принесла картину на нескольких листах. Т.е. каждая картина — это определенное событие, до этого они разделялись слоями на одном листке))) Так у меня на лице было до 4-х ртов (сперва я грустила, потом удивилась, потом улыбнулась и что-то там еще)))

    • Юлия

      Настя, как здорово! Жизнь ребенка — череда новых открытий! Так важно просто слушать детей и позволять им говорить, рассуждать, задавать вопросы! А нам, родителям, — просто ждать, слушать и анализировать полученную информацию! Спасибо, что поделилась!

  • анна березовская

    Спасибо большое, Юля. Именно за вдохновение! Я сама отлично помню, как некоторым студентам тяжело давалось записывать конспект на лекции, а мне интуитивно хотелось создавать что-то на подобии таких фот кар или схемы. Ведь так можно будет действительно потом группировать любую информацию, а не только литературу. С 6летним Никитой пытаемся так разложить «»Робинзона Крузо». Произведение сложное и бывает тяжело вспомнить с чего начинали.

    • Юлия

      Аня, о, вы уже Робинзона читаете! Молодцы, далеко пойдете :) Я тоже отлично помню лекции, где у меня все было заполнено стрелочками, да кружочками, пунктами и галочками. И мне так это нравилось! Да, чем сложнее информация, тем больше мы нуждаемся в картах и ориентирах. Я Алисе говорю, что это мы Кастора с Финдусом без карт читаем, для души и удовольствия. А вот энциклопедии и познавательную литературу, сложную художественную важно по полочкам в голове разложить. Главное, ещё помнить, что наша задача — максимально увлечь, зажечь, пусть и на элементарном уровне. А потом такой навык выработается, что никакие лекции и диссертации будут не страшны ;)